Этот блог я создала для проведения уроков музыки, внеклассной работы, для своих учеников, а также для всех любителей музыки.

воскресенье, 10 ноября 2013 г.

времена года

                                     

                                 Чайковский   "Времена года"





«Январь. У камелька.»

Первая пьеса цикла. Эпиграфом к ней стали строки А. С. Пушкина:
"И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела."



___________________________________________

«Февраль. Масленица»

Эпиграф взят из П. А. Вяземского:
"Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир."



____________________________________

«Март. Песня жаворонка»

Эпиграф из А. Н. Майкова:
"Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны"



____ ______________________________________
«Апрель. Подснежник»

Эпиграф из А. Н. Майкова:
"Голубенький, чистый
Подснежник - цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином..."



_____________________________________
«Май. Белые ночи»

Эпиграф из А. А. Фета:
"Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает Май!"



___________________________________________
«Июнь. Баркарола»

Эпиграф из А. Н. Плещеева:
"Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять"



__________________________________________
«Июль. Песнь косаря»

Эпиграф из А. В. Кольцова:
"Раззудись, плечо,
Размахнись рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!"



__________________________________________
«Август. Жатва»

Эпиграф из А. В. Кольцова:
"Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены,
От возов всю ночь
Скрипит музыка."



___________________________________________
«Сентябрь. Охота»

Эпиграф из А. С. Пушкина (Граф Нулин):
"Пора, пора! Рога трубят;
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах."



_________________________________________
«Октябрь. Осенняя песнь»

Эпиграф из А. К. Толстого:
Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят..."



___________________________________________
«Ноябрь. На тройке»
Эпиграф из Н. А. Некрасова:
"Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши."



__________________________________________
«Декабрь. Святки»

Эпиграф из В. А. Жуковского:
"Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали."







П.И.Чайковский, "Времена года","Святки". Декабрь.


Юрий Сергеев «Гадание на картах в святки»

Юрий Сергеев «Ночное гадание. Святки»

Константин Маковский «Святочные гадания»


Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок
Сняв с ноги бросали.


В.А.Жуковский


Святки - время от Рождества до Крещения. Праздник, в котором сочетались элементы обряда христианского с древними, языческими. На святки ходили ряженые из дома в дом, девушки гадали о своей будущей судьбе. В семьях царило праздничное веселье. Ряженые, одетые не по обычаю, а ради шутки, ходили на святках из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками.

Заключительная пьеса цикла - “Святки” - имеет в рукописи композитора подзаголовок “Вальс”. И это не случайно, вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников. Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки, фрагменты которой чередуются с эпизодами вальса. А завершается пьеса, и, вместе с ней весь цикл безмятежном вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки.


П.И.Чайковский, "Времена года", Ноябрь, "На тройке"


"Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши."


Н.А.Некрасов


Коровин К.А. Тройка


Коровин К.А. Праздник в деревне


Коровин К.А. Катание на тройках


Коровин К.А. Праздничное гуляние


Тройка - так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием. В России любили быструю езду на тройках, об этом сложено немало народных песен. Дорога в бесконечных русских просторах, тройка лошадей - вот символы продолжающейся жизни.

Ноябрь в России - это хотя и осенний месяц, но зима уже предстает в своем полном обличье. “Стоят морозы, но солнце еще немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот зимний пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами”, - писал Чайковский.

Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую народную песню. Вслед за ней начинают слышаться отголоски грустных, элегических раздумий. Но затем все ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикрепленные на тройке лошадей. Веселый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение. Но потом вновь возвращается первая мелодия - песнь ямщика. Ей аккомпанируют колокольчики. Сначала затихают, а затем совсем тают вдали их тихие звуки.

http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post115933928/


П.И.Чайковский. "Осенняя песнь". Октябрь. Тойла-Ору.

Недалеко от нашего города есть прекрасное место для прогулок – парк Тойла-Ору. В любое время он хорош, но мне больше всего нравится гулять там в октябре. Золотая осень придаёт парку изысканность и сказочную очаровательность. И вот на днях, захватив фотоаппарат, я отправилась в свой любимый уголок на фотосессию. Что у меня получилось, вы можете увидеть в этом видео: (музыка П.Чайковского, "Осенняя песнь. Октябрь")

Люблю бродить по парку не спеша,
И мне не хочется ни с кем встречаться,
поскольку рвется ввысь моя душа,
наедине с природой пообщаться.

Вдохнув свободы сладостный глоток,
летит душа среди густых ветвей,
встречая ветра трепетный поток,
становится чуть чище и светлей.

Среди берез, раскидистых дубов,
любуясь совершенством красоты,
вбирает, сбросив груз земных оков,
энергию любви и доброты.

Надежда Травина

Парк необычен не только своей красотой, но и историей: 

В 1897 году, петербургский миллионер, купец Григорий Елисеев, купил 144 га земли около устья реки Пыхайыги для строительства дачи. Архитектором здания стал Г. Барановский, а плана парка - директор Рижских городских садов Г. Купхальдт. Строительство дачного ансамбля было завершено в 1899 году. Этот купец имел дачи на Средиземноморье, в Белоруссии, в Крыму. Но Тойла считал красивее всех мест. "Крым в миниатюре", - так характеризовали современники парк Ору.

Здание, возведенное из белого мрамора, имело 57 комнат. В восточном крыле здания имелась оранжерея (летний сад), в которой росли пальмы, апельсиновые, персиковые и лавровые деревья. Из дворовых построек была построена конюшня, в которой кроме лошадей содержались пони, большая псарня (до 70 собак) и голубятня (до 100 голубей).
От здания в сторону реки были сооружены террасы, а на берегу реки была оборудована речная пристань. При даче была открыта грязелечебница, а также школа домоводства. (историю семьи Елисеевых можно прочитатьЗДЕСЬ)

После октябрьской революции, дача оказалась брошенной. В 1934 году дачу семьи Елисеевых вместе с парком Ору за 100,000 крон купили эстонские промышленники Крулль, Пухк и Роттерманн, чтобы преподнести его в подарок президенту Республики, Константину Пятсу, в качестве летней резиденции. Президент провел в Тойла лишь несколько летних сезонов - началась Вторая мировая война.

К сожалению, дачного ансамбля, благодаря которому Тойла приобрела в свое время широкую известность, больше нет. В 1944 году немцы взорвали здание (?) (по другим сведениям - отступавшие в августе 1941 года части Красной Армии сожгли его). В настоящее время от здания сохранился только фундамент и следы хозяйственного двора, построенного в виде восьмиугольной китайской пагоды, но окружающий их ландшафт дает представление о былом величии.

Несмотря на сильные разрушения во время Второй мировой войны, парк Ору сохраняет свою прелесть и в наши дни. Разнообразный рельеф, пруды, восстановленный розарий и особенно альпинарий... В настоящее время парк Ору является государственным объектом охраны природы.


П.И.Чайковский, "Времена года", Сентябрь, "Охота".



Шалаев Алексей. "Русская псовая охота"

*****
"Пора, пора! Рога трубят:

Псари в охотничьих уборах

Чем свет уж на конях сидят;

Борзые прыгают на сворах."


А.С.Пушкин


Охота - это слово, как и во всех других языках, означает промысел диких животных. Однако само слово происходит в русском языке от слова “охота”, означающего желание, страсть, стремление к чему-то. Охота - очень характерная деталь русского быта XIX века. Этому сюжету посвящены многие страницы произведений русской литературы. Вспоминаются описания охоты о романе Л.Толстого, рассказах и повестях И.Тургенева, картины русских художников. Охота в России всегда была уделом людей страстных, сильных и проходила очень шумно, весело, в сопровождении охотничьих рогов, со множеством охотничьих собак. Охота в дворянских поместьях в XIX веке, в осенние месяцы, была не столько необходимым промыслом, сколько забавой, требовавшей от ее участников мужества, силы, ловкости, темперамента и азарта.


П.И.Чайковский, "Времена года", Август. "Жатва"




Жатва.Третьяковская галерея. Аркадий Александрович Пластов

"Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены.
От возов всю ночь
Скрыпит музыка."


А.В.Кольцов


Жатва - это сбор с поля созревших хлебов. Жатвенная пора в жизни русского крестьянина - важнейшая пора. Работали в поле семьями, как говорится, от зари до зари. При этом много пели. “Жатва” - это большая народная сцена из крестьянской жизни.

В рукописи композитор сделал подзаголовок “Скерцо”. И в действительности, “Жатва” - это развернутое скерцо для фортепиано, рисующее яркую картину из быта русского земледельца. В ней оживление, подъем, характерный для большой совместной работы крестьян.

В средней части картина яркой народной сцены меняется на лирический деревенский пейзаж, характерный для среднерусской природы, на котором и разворачивается сцена жатвы.

В связи с этим музыкальным фрагментом вспоминается высказывание Чайковского: “Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж...”

http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post115933928/


П.И.Чайковский. Времена года. Июль. "Песнь косаря".


"Раззудись, плечо Размахнись рука!
Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!
"


А.В.Кольцов

Г.Г. Мясоедов «Косцы»

Косари - это преимущественно мужчины, которые рано-рано утром выходили в поле косить траву. Равномерные взмахи рук и кос, как правило, совпадали с ритмом трудовых песен, которые пели во время работы. Эти песни существовали на Руси с древнейших времен. Пели во время кошения трав дружно, весело. Косьба - также очень популярный в русском искусстве сюжет. Его воспевали многие русские поэты, запечатлевали в красках русские художники. А песен в народе было сложено великое множество.

Чайковский любил эту летнюю пору в деревне и в одном из писем писал: "Отчего это? Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России в деревне по полям, по лесу, вечером по степи, бывало приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнемождении от наплыва любви к природе". 

http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post115933928/


П.И.Чайковский. Времена года. Июнь. Баркарола.



Автор картины: Dae Chun Kim


"Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять"

А.Н.Плещеев


Барка - это итальянское слово, означает лодка. Баркаролой в итальянской народной музыке назывались песни лодочника, гребца. Особенно эти песни были распросранены в Венеции, городе на набережных бесчисленных каналов, по которым день и ночь передвигались на лодках и при этом пели. Песни эти были, как правило, певучими, и ритм и аккомпанемент подражали плавному движению лодки под равномерные всплески весел. В русской музыке первой половины XIX века получили большое распространение баркаролы. Они стали неотъемлемой частью русской лирической вокальной музыки, а также нашли свое отражение и в русской поэзии и в живописи. “Баркарола” - еще один петербургский музыкальный пейзаж в цикле Чайковского “Времена года”. Даже своим названием пьеса обращена к картинам водных каналов и многочисленных речек, на берегах которых расположена северная столица России.

  http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post115933928/


П.И.Чайковский. Май. "Белые ночи"


"Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!"


А.А.Фет



Белые ночи - так называются ночи в мае на севере России, когда ночью так же светло, как и днем.
Белых ночей лето платье накинуло, укоротило подол темноты

Белые ночи в Петербурге, столице России, всегда отмечались романтическими ночными гуляниями и пением.

белые ночи

Белые ночи. Дворцовый мост.

ночной всадник

Пьеса состоит из двух больших разделов, вступления и заключения, которые неизменны и создают обрамление всей пьесы. Вступление и заключение - это музыкальный пейзаж, образ белых ночей. Первый раздел строится на коротких мелодиях - вздохах. Они словно напоминают о тишине белой ночи на петербургских улицах, об одиночестве, о мечтах о счастье. Второй раздел по настроению порывистый и даже страстный. Волнение души настолько возрастает, что приобретает восторженно-радостный характер. После него идет постепенный переход к заключению (обрамлению) всей пьесы. Все успокаивается, и вновь перед слушателем картина северной, белой, светлой ночи в величественном и строгом в своей неизменной красоте Петербурге.
Чайковский был привязан к Петербургу. Здесь прошла его юность, здесь он стал композитором, здесь он пережил радость признания и артистического успеха, здесь и завершил он свой жизненный путь и был похоронен в Петербурге.


П.И.Чайковский. Апрель. "Подснежник"





"Подснежник". 
Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином..." 


А.Н.Майков 


Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов. Пьеса "Подснежник" построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания.


П.И.Чайковский, Март "Песня жаворонка".


П.И.Чайковский,"Времена года", Март "Песня жаворонка". 
"Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны"
А.Н.Майков

Жаворонок - полевая птица, которую в России чтят как весеннюю певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни. Картина весеннего русского пейзажа нарисована очень простыми, но выразительными средствами. В основе всей музыки лежат две темы: напевная лирическая мелодия со скромным аккордовым сопровождением и вторая, родственная ей, но с большими взлетами и широким дыханием. В органичном переплетении этих двух тем и различных оттенков настроений - мечтательно-грустного и светлого - заключается покоряющая прелесть всей пьесы. Обе темы имеют элементы, которые напоминают трели весенней песни жаворонка. Первая тема создает своеобразное обрамление более развернутой второй теме. Заключают пьесу затихающие трели жаворонка.

http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post115933928/

ЖАВОРОНОК
Люблю я задумываться,
Внимая свирели,
Но слаще мне вслушиваться
В воздушные трели
Весеннего жаворонка!

С какою он сладостию
Зарю величает!
Томлением, радостию
Мне душу стесняет
Больную, измученную!

Весною раскованная
Земля оживает.
И, им очарованная,
Сильнее пылает
Любовью живительною.

Как ловит растерзанная
Душа его звуки!
И, сладко утешенная,
На миг забыв муки,
На небо не жалуется!
Антон Дельвиг


П.И.Чайковский, Февраль. "Масленица".


"Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир."
П.А.Вяземский.



"Масленица" - это картина народного гулянья, где живописные моменты сочетаются с звукоподражанием музыке гуляющей толпы, озорным звучаниям народных инструментов. Вся пьеса состоит как бы из калейдоскопа маленьких картинок, сменяющих одна другую, с постоянным возвращением первой темы. С помощью угловатых ритмических фигур Чайковский создает картину с шумными и радостными возгласами толпы, притоптыванием пляшущих ряженых. Взрывы смеха и таинственный шепот сливаются в одну яркую и пеструю картину празднества.


П.И. Чайковский, Январь. "У камелька»

«Времена года» — известный фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 характеристических картин.
«Январь. У камелька» - Первая пьеса цикла. Эпиграфом к ней стали строки А. С. Пушкина:

"И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела."

Значение слова: Камелёк - небольшой камин, печка, очаг для обогревания жилища. 

Пусть пламя моего камина согреет ваши сердца!.. ;))
«
Пьеса носит мечтательный характер. Сам Пётр Ильич описывал эти ощущения так:
«Это то меланхолическое чувство, которое является вечерком, когда сидишь один, от работы устал, взял книгу, но она выпала из рук. Явились целым роем воспоминания. И грустно, что так много уж было, да прошло, и приятно вспомнить молодость. И жаль прошлого, и нет охоты начинать сызнова. Жизнь утомила. Приятно отдохнуть и оглядеться.<...> И грустно 


Классики детям.


П.И.Чайковский"Времена года",
Ноябрь "Тройка", Декабрь "Святки"исполняет выдающийся пианист - Денис Мацуев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий